История, духовная жизнь и традиции прихода храма Успения Пресвятой Богородицы
Первое подробное документальное описание Красненской церкви имеется в инвентарной ведомости церквей Гомельского уезда 1869 года:
«Церковь построена в 1779 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, покрытая железом в 1889 году, с такою же колокольнею, покрытой шалевкой, крепка. Престол в ней один - во имя Успения Божией Матери. Утварь недостаточна, ризница бедна. Причта по штату положено: священник, дьячок, пономарь и просфорня. Земли при церкви усадебной 6 десятин, пахотной и сенокосной 31 десятина и 153 сажени, плана и межевой книги на сию землю при церкви не имеется, владеют землёю священно и церковнослужители. Дома у причта общественные, ставленные на церковной земле.
На содержание причта по Высочайше ведённому 4 апреля 1842 года для сельского духовенства штату положено по 5-му классу сей церкви ежегодно: священнику 140 руб., дьячку 40 руб., пономарю 32 руб. и просфорне 24 руб. серебром. Зданий, принадлежащих сей церкви, никаких не имеется. Расстоянием сия церковь от консистории в 160 верстах, а от местечка благочинного в четырёх верстах. Ближайшие к сей церкви есть: Ерёминская в четырёх верстах, Гомельская в семи верстах. Приписной к сей церкви нет, домовой церкви в сем приходе нет. Опись церковному имуществу есть, сделанная в 1823 году, скреплена архиепископом Могилёвским Гавриилом и утверждена печатью консистории. Приходно-расходные книги о суммах, выданных за шнуром и печатью Могилёвской консистории в 1843 году, а свечная выдана бывшим Гомельским духовным правлением в 1842 году, ведутся исправно и хранятся в целости. К 1879 году остаток написанных денег сто четыре рубля девять копеек. Обыскная книга, выданная в 1863 году за шнуром и печатью консистории, скреплённой протоиереем Иоанном Лиоренцевич334ем, писанных листом 39, а не писанные 100 листов. Исповедные росписи с 1824 года и копии с метрических книг с 1823 года хранятся в целости. В селе Красное крестьянских дворов 76, душ мужского пола 306, женского - 294; военных дворов 3, мужского пола 15, женского 16.»
село Красное на карте XIX века (отдельно выделены церковные земли - ЦЗ)
В 1897 году Красненский приход посетил с пастырским визитом
епископ Могилёвский и Мстиславский Мисаил (Крылов), который в своих путевых заметках отметил:

Приход в 2400 душ обоего пола, прихожане усердны к храму Божию и не скупы на пожертвования на благо украшения своей церкви.
В селе существует народное училище, а в деревнях три школы грамоты. Церковный хор певчих организован правильно, поет понаслышке и нотам стройно под руководством псаломщика Васильева, прослужившего немалое время с достоинством церкви Божией и заслужившего сан диаконский. Земли при церкви 36 десятин. Дом общественный предназначенный для священника, очень ветхий, а псаломщик помещён для жилья церковной сторожке. Документы в целости и порядке, священник имеет приятный голос, служит симпатично».

Епископ Могилёвский и Мстиславский Мисаил

Из воспоминаний жительницы аг. Красное Тамары Георгиевны Еремовой (1934 г.р),
прихожанки красненского Успенского храма:
« До войны старая деревенская церковь была закрыта, в ней одно время был клуб, а потом вообще разобрали. Сейчас на этом месте построен клуб и частично пустырь. После этого служили службы, где придется. Во время войны, в 1942 году, немцы разрешили служить в доме, где раньше жили священники. Его тоже до войны тоже отобрали. Там, кажется, была школа. После войны этот дом опять отобрали и разрушили. А верующие опять служили, где придется. Позже для устройства церкви был пожертвован нашими сельчанами отдельный дом, в котором и служили до постройки нового храма. »

Священник Михаил Савельев во время богослужения в т.н. «старой» церкви


В 1990-х годах стало возможным без боязни исповедовать свои религиозные убеждения. По благословению епископа Гомельского и Жлобинского Аристарха (Станкевича) , в Красном был возведён новый каменный Свято-Успенский храм.
Строительство нового храма началось благодаря усилиям служившего здесь священника отца Михаила Савельева, жителей деревни и неравнодушных меценатов (частных лиц и предприятий г. Гомеля)
Его строительство началось в 1996 году, а в август» 2000 года был освящён на престольный праздник. При строительстве данной церкви использовался проект ранее возведённого и действующего храма в Брестской области, однако здесь он был дополнен четырьмя не большими куполами вокруг основного купола.
Ныне Красненская Свято-Успенская церковь состоит в Гомельской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви.

Епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх

Из воспоминаний жительницы Красное Раисы Сидоровны Донюшкиной, 1931г. р. состоявшей более 20 лет, псаломщицей красненского Успенского храма:
«Старая церковь перед самой войной была разрушена, закрыта она была раньше, в ней некоторое время хранили зерно, потом был недолго клуб. Службы стали происходить по домам, кто впустит. Иконы, что смогли, разобрали по домам, что остались - были сожжены. Нынешний клуб, что построили после войны, находится на бывшей церковной территории. Когда началась война и пришли немцы, то они разрешили служить, церковь открыли в том доме, где раньше проживали священники. Службы здесь проходили всю войну, и здесь служил наш местный священник Фёдор Гончаров. Потом этот дом, кажется, в 1946 году, вновь отобрали, и его разобрали на дрова. Было тогда такое время, что зимой замерзали, даже кресты деревянные с кладбища забирали на дрова. А сейчас на этом месте построены жилые частные дома. После войны службы стали править по разным домам, где придётся, пока не приобрели отдельный дом.

отец Фёдор Гончаров

Когда в конце 1940-х годов перестал служить отец Фёдор Гончаров, то священники стали часто меняться. Запомнились такие священники, как Серафим Топтухин, он был монах, жил в Залипье, там умер и похоронен; Георгий Малишевский, служил здесь несколько лет; Константин Хомич (на фото справа), он стал после смерти своей жены монахом в Жировичском монастыре и епископом Брестским; после в начале 1990-х служил священник Ростислав Шантыко (он был болен и умер в Минской больнице), потом года три священник Сергий Беляков, а потом уже с 1996 года и до смерти здесь Михаил Савельев. Священники, которые были не из местных, жили на квартире у своих прихожан вместе со своими семьями».
Константин Хомич (на фото справа), он стал после смерти своей жены монахом в Жировичском монастыре и епископом Брестским
Из воспоминаний дочери священника Федора Гончарова Нины Фёдоровны Птах, 1950 г. р., жительницы а. г. Красное
«Моя мама Клавдия Дмитриевна, 1913 г. р., был родом из верующей семьи. Отца матери Сухотского Дмитрия в 1937 году арестовали по анонимке как кулака и расстреляли за Белицей. Мой отец Фёдор Ефремович Гончаров тоже был из верующей семьи, он с детства прислуживал в Шерстинской церкви. В 1930-х годах отец был призван в армию, где получил инвалидность от удара лошади.
По возвращении из армии отец устроился вагоновожатым на Гомельскую железную до рогу, потом женился на моей матери. Примерно в 1940-м году отец был рукоположен в сан священника и стал служить в с. Красное после смерти местного священника Ивана Василькова. Проживал в Красном в купленном домике, где мы и проживаем в на стоящее время. Рукоположен он был, кажется, каким-то Черниговским епископом. Служил здесь всю войну и некоторое время после войны, но оставил службу из-за инвалидности. Его власти склоняли, чтобы он отказался от священства, обещали помочь семье, если откажется, но он этого не делал. Иногда подрабатывал тем, что для иконок делал киоты из рамок и стекла и оклады к ним из фольги, когда к нему обращались с такой просьбой, а также тайно крестил на дому детей или венчал, так как официальная церковь обязана была предоставлять паспортные данные в облисполком о крестившихся или венчавшихся, а этого не все хотели. Всего в нашей семье родилось 11 детей, но один ребёнок умер после родов. Мать нигде не работала, |как занималась воспитанием детей и хозяйством. После Красненской церкви отец был за штатом и больше нигде не служил. Умер в 1972

священник Беляков Сергей Анатольевич




Из воспоминаний жительницы а. г. Красное Тамары Григорьевны Еремовой:
«У меня на квартире с семьей в 1993-96-х гг. примерно три года проживал Красненский священник Беляков Сергей Анатольевич. Его сюда перевели из Добрушской церкви, а отсюда его перевели в Старый Крупец Добрушского района, где умер священник. Там он тоже мало послужил по болезни и похоронен на территории Добрушской церкви. До него - служил Серафим Топтухин из д. Залипье, потом Ростислав Шантыко».
Назначенный в 1996 году к служению в Красненский молитвенный дом священник Михаил Николаевич Савельев родился 31 января 1953 года в Волынской области Украины в семье священника. В 1959 году семья переехала в село Новые Дятловичи Гомельского района, где его отец служил священником в местном молитвенном доме. После окончания техникума в 1972 году Михаил поступил работать на завод «Гомсельмаш», а с 1974 года работает на заводе «Гомельсельстройдетали». Своё служение будущий протоиерей Михаил Савельев начал в декабре 1980 года в сане диакона Мозырского собора Гомельской области. Далее служил на разных приходах Гомельщины, а после назначения в село Красное организовал здесь строительство нового Свято-Успенского храма, на что ушло около четырех лет. Скончался в мае 2011 года в сане протоиерея и погребён у стен постоенной им церкви.

Отец Михаил совершает богослужение в новом храме, построенном его трудами

Отец Михаил Савельев с семьей

Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
Photo by David
Photo by Hal
Photo by Hal

Сегодня Храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный трудами и стараниями отца Михаила Савельева, выглядит так

Made on
Tilda